3 этап

3 этап – ИССЛЕДОВАНИЕ
Вот и настало время стать настоящим исследователем.
Ты уже выбрал тему проекта, написал актуальность, определился с объектом и предметом исследования поставил цель и сформулировал задачи, выдвинул гипотезы, а теперь необходимо их подтвердить или опровергнуть в результате работы над своим проектом. При этом тебе потребуется самостоятельно искать необходимую информацию во множестве источников, применять разнообразные методы исследования.
Необходимо:
1. Осуществить сбор информации.
2. Выработать структурирование информации.
3. Определить виды и формы исследования: анкетирование, социологический опрос, наблюдение с последующих оформлением, интервью и т.д.
Информация (от лат. informatio — осведомлять) — любое сообщение о чем-либо.
На этапе планирования немало важным фактором является определение источников информации.
Виды источников информации:
1. литературные источники: справочники,  энциклопедии, учебники, книги с подробным описанием изучаемого объекта или явления;
2. аудио- и видеоисточники, мультимедийные носители информации: научные, научно-популярные фильмы, передачи, художественные фильмы, аудионосители, мультимедийные программы;
3. глобальные компьютерные сети;
4. человек – источник информации: специалисты, профессионально занимающиеся этим вопросом, неспециалисты;
5. реальные объекты действительности.
Пути поиска информации:
- изучение библиотечного каталога;
- с помощью поисковых систем в Интернете;
- в справочном  аппарате лингвистических энциклопедий. В них после статьи на определенные темы дается список литературы;
- коммуникативный - возможность получить необходимую консультацию от любого компетентного человека: библиографа, у преподавателя ВУЗа, наконец, можно попросить об этом студентов. Научный руководитель может попросить совета у научных консультантов, на которой предполагается представлять проектные работы учеников.
Работа с научной литературой
Как надо искать необходимую литературу источника? В первую очередь в библиотечных каталогах и в последних номерах журналов за каждый год. Хорошим подспорьем могут быть списки литературы, которые приводятся в монографии и списки цитированной литературы в кандидатских и докторских. Списки цитированной литературы располагаются в конце научного отчета, статьи в алфавитном порядке.
Знакомься с книгой в таком порядке:
1. Внимательно изучи титульную страницу, где указаны основные данные на книгу: название, автор, место и год издания, наименование издательства
2. Познакомься с оглавлением этой книги, стараясь понять, из каких разделов она состоит, в какой последовательности излагается материал; обратить внимание на наличие в книге чертежей, схем, рисунков дополняющий и поясняющий текст.
3. Прочитай аннотацию, предисловие, введение, послесловие, выводы, что может лучше представить содержание, понять назначение и цель книги.
4. Ознакомься непосредственно с основным текстом книги, для чего нужно прочитать несколько страниц, абзацы, отрывки из наиболее ценных и интересных разделов. Это даст представление о стиле и языке автора, особенностях изложения  материала,    степени  трудностях  или  доступности книги.
А также при работе с книгой обрати их внимание на:
План текста - это совокупность названий основных мыслей выраженных в тексте. Пункты плана могут иметь вид заголовков или вопросов-тем, в которых читатель детализирует заглавие текста, данное автором. Как научиться составлять план. Для составления плана необходимо уметь выделить в тексте главные мысли, устанавливать соотношение между ними и на этой основе уметь делить текст и подбирать заголовки к ним.
Тезисы - это основные положения (мысли) текста, которые доказываются, объясняются, поясняются в тексте (или короче основных субъектов). Тезисы обычно содержат больше информации, чем пункты плана. Поэтому для осмысления и запоминания текста составление тезисов помогает больше чем составление плана. Надо заметить, что составление тезисов позволяет обычно более детально расчленить текст, чем запись плана. Процесс изучения учебной, научной и другой литературы требует внимательного и обстоятельного осмысления и обязательного конспектирования.
Конспект - это эффективный вид записи не только учебной, но и научной литературы.
Конспекты бывают нескольких видов: плановые, свободные, текстуальные и тематические.
1. Плановый конспект - конспект книги по ее содержанию: разделам, главам и параграфам. Такой конспект полностью отражает структуру книги.
2. Свободный конспект - конспект, сочетающий цитаты с собственным пересказом содержания отдельных разделов.
3. Текстуальный конспект - конспект в виде собрания цитат, которые передают основное содержание книги через авторские высказывания наиболее важных идей.
4. Тематический конспект - конспект, в котором цитаты из разных источников или пересказ авторских мыслей группируются по рубрикам, раскрывающим содержание темы.         
Конспект должен быть:
Содержательным и полным.
По возможности краток.
Правильно оформлен.
Работы, не требующие детального изучения, просматривают в тех случаях, когда мысли, идеи, высказывания автора могут быть использованы для раскрытия содержания исследуемой темы, и делают выписки.
Интернет ресурсы
Можно дать следующее академическое определение поисковым системам. Поисковая система это набор программ и технических средств для организации в сети Интернет пользовательского поиска, при котором на текстовой запрос, пользователь получает список релевантных (соответствующих запросу) результатов.

Выдача производится в виде списка ссылок на источник информации с кратким описанием (превью) иногда с фото.
Вспомним основные поисковые системы Интернет:
Вспомним основные поисковые системы Интернет:
 Сайты Интернет – являются не чем иным, как источниками информации. Например,
http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница - «Википедия» - универсальная энциклопедия
Библиографический список
При оформлении проектной работы необходимо обратить внимание учащихся, если есть необходимость, то и научить правильно составлять библиографический список используемой литературы. Источниками для формирования библиографического списка могут быть:
- список обязательной и рекомендованной литературы по учебной дисциплине;
- библиографические списки в учебниках и монографиях по данной теме;
- предметные каталоги библиотек, Интернет;
- рекомендации преподавателя.
И в библиографиях, и в списках литературы работы принято:
- размещать по алфавиту,
- указывать  год издания,
- указать место издания и издательство, в котором вышла книга,
- указать количество страниц в ней.
Если используется материал сайта, то указывается его электронный адрес.
 Поиск информации
Исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) с целью выявления его закономерностей.
Ни один проект не должен остаться без того или иного вида исследования, иначе он превратится в обычный реферат.
Проба в исследовании – это непродолжительное, законченное действо, конечным продуктом которого являются информация и знание.
Общие критерии отбора методов исследования:
- адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования, накопленному материалу;
-  соответствие современным принципам научного исследования;
-  прогностичность, т.е. научная обоснованность, что выбранный метод даст новые и надежные результаты;
-  соответствие логическому этапу исследования;
- комплексная взаимосвязь с другими методами.
Разнообразные методы научного познания условно подразделяются на ряд уровней:
- эмпирический: наблюдение, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тесты, метод проб и ошибок и т.д.;
 - экспериментально-теоретический: эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, гипотетический, исторический и логический методы;
- методы теоретического уровня: абстрагирование, идеализация, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аксиоматика, обобщение и т.д.;
 -метатеоретический: диалектический и метод системного анализа.
Рассмотрим несколько методов, часто используемых в учебных исследованиях.
Наблюдение - активный познавательный процесс, который опирается на работу органов чувств человека и его предметную деятельность.
Целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.
Этапы наблюдения:
- определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);
- выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);
- выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);
- выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);
- обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).
         В  современном мире существует множество приспособлений для наблюдений: лупы, микроскопы, телескопы, бинокли, подзорные трубы, приборы ночного видения.
Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование.
Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
Интервьюирование - разновидность беседы. Исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.
Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Анкета, опросный лист или вопросник, организованный особым образом. Включает в себя формулировки вопросов, логически связанных с общей задачей исследования, и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящие или предложить свои.
Вопросы анкеты не должны:
- превышать возможности памяти и компетенции опрашиваемых;
-  вызывать отрицательных эмоций и задевать самолюбие респондентов;
- навязывать мнение социолога;
- быть перегружены вариантами ответов.
Композиционное построение анкеты
В первой части анкеты содержится обращение к респонденту, где ясно излагаются цели и задачи исследования, объясняется порядок заполнения анкеты. Если анкетирование анонимное, то об этом сообщается респонденту.
 Вторая часть анкеты содержит вопросы. Причем в начале располагаются более простые вопросы, затем более сложные и в конце опять легкие вопросы. Это обеспечивает лучшую восприимчивость.
Анкета (франц. расследование) - опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе.
Респондент- лицо, отвечающее на вопросы анкеты или дающее интервью. (толковый словарь Ожегова).
Эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности.
 Собственно эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций.
Два основных вида эксперимента:
1) лабораторный эксперимент, обычно проводимый в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать о его истинном назначении;
2) естественный эксперимент, участники которого не знают о том, что выступают в роли испытуемых.



Комментариев нет:

Отправить комментарий