Прект - это ...

Метод проектов: основные понятия
Проектная деятельность – обязательная часть учебной деятельности обучающихся по федеральному государственному стандарту основного общего образования.
Слово проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед),  в толковом словаре русского словаря С.И. Ожегова, Н.Ю. Швединой определяется как  - замысел, план; разработанный план какого-либо сооружения, механизма, устройства.
Образовательный проект рассматривается как ―совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Проект - это "пять П":
проблема,                                                   
поиск информации,
проектирование (планирование),
продукт,
презентация.
Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Выполнение проекта обязательно для каждого обучающегося, осваивающего общеобразовательный цикл. Его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету. В течение учебного года обучающийся обязан выполнить один индивидуальный проект.


Проект (на примере проекта по технологии)

Цели и задачи выполнения
индивидуального проекта
Целью выполнения индивидуального проекта является:
Продемонстрировать способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции к сотрудничеству и коммуникации к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития, к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Задачами выполнения индивидуального проекта являются:
- обучение планированию (уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать);
- развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление;
- формирование и развитие навыков публичного выступления;
- формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).
Требования к содержанию
и направленности проекта
Учебные проекты должны быть посвящены одной из актуальных проблем научной, культурной, политической, правовой, социальной жизни современного мирового сообщества.
Проект может рассматривать один из аспектов избранной проблемы, тем самым быть открытым, предоставляющим другим творческим коллективам возможность продолжить изучение новых аспектов этой проблемы.
Правила выбора темы исследования.
1. Тема должна быть интересна настолько, чтобы возникло желание заниматься ею длительное время.
2. Выбирать тему исследования следует с учетом имеющихся знаний и интереса.
3. Тема исследования должна быть конкретной, а решаемая задача – актуальной.
4. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
5. Тема должна быть выполнима.
6. Должно быть достаточное количество материала по данной теме.
Проектная работа включает не только сбор, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование или решение.
Проект должен иметь практическую направленность, быть востребованным и иметь возможность применения в той или иной сфере человеческой деятельности.
Представление индивидуального проекта
Проектная работа должна быть представлена в печатном и электронном виде (презентация, сайт, цифровой фильм и т.д.).
Структура проекта содержит в себе (в печатном и мультимедийном вариантах): титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы.
•        Титульный лист оформляется по установленному в Школе образцу.
•        Оглавление включает перечень тематических названий всех разделов проекта в порядке исследования.
•        Введение включает в себя следующие положения:
-        обоснование актуальности выбранной темы: дается аналитический обзор фактов, уже известных в науке и практике и оставшихся еще не раскрытыми и требующими разрешения; на этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект; на основании выявленного противоречия формулируется проблема;
-        определяется цель работы - то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом;
-        формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели;
-        указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта;
-        завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта»;
-        «практическая значимость».
•        Основная часть проекта состоит двух разделов: первый содержит теоретический материал, второй - экспериментальный(практический).
•        В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи.
•        В списке литературы дается точная информация об источниках, использованных в проекте; источники перечисляются в алфавитном порядке в соответствии с требованиями ГОСТа:
фамилии авторов, наименование источника, место, наименование издательства, год издания, количество страниц;
если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья.
В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (порядковый номер ссылки выносится под основной текст страницы и сопровождается информацией об источнике: автор, наименование источника, место, наименование издательства, год издания, страница цитирования).
•        Объем текста проектной работы, включая формулы и список литературы, не должен быть менее 8 машинописных страниц. Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц.
Общие требования к оформлению проектной работы:
Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 14 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см. Титульный лист считается первым, но не нумеруется. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений – арабскими цифрами. Каждая новая глава начинается с новой страницы. Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и Правил цитирования, ссылок на различные источники.
В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник Проект к защите не допускается.
Требования к защите индивидуального итогового проекта
В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности;
2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов:
а) исходного замысла, цели и назначения проекта;
б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;
в) списка использованных источников.
Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта;
3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе:
а) инициативности и самостоятельности;
б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе);
в) исполнительской дисциплины.
При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
Защита осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции. Регламентируется данное требование ежегодным приказом по ОУ.
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта.
Типология проектов
v По доминирующей деятельности
Исследовательские проекты требуют хорошо обдуманной структуры, определенной цели, актуальности проблемы исследования для всех участников, социальной значимости, продуманности методов, в том числе экспериментальных методов обработки результатов. Они полностью подчинены логике исследования и имеют соответствующую структуру: определение цели исследования, аргументации ее актуальности, определение методологии исследования, выдвижение гипотез решения проблемы и планирование путей ее решения.
Творческие проекты – не имеют детально разработанной структуры совместной деятельности участников, она развивается, подчиняясь конечному результату, принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Они заранее договариваются о планируемых результатах и форме их представления – рукописный журнал, коллективный коллаж, видеофильм. Вечер. Праздник и тому подобное. И тогда нужны сценарий фильма, программа праздника, макет журнала, альбома, газеты.
Игровые проекты - участники принимают определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть как литературные персонажи, так и реально существующие личности, имитируются их социальные и деловые отношения, которые осложняются мнимыми участниками ситуации. Информационные проекты – направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции в ходе работы над проектом. Структуру такого проекта можно определить так: цель проекта, его актуальность; методы получения (литературные источники, средства массовой информации, базы данных, в том числе и электронные, интервью, анкетирование и тому подобное) и обработки информации (ее анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); результат (статья, реферат, доклад, видеофильм); презентация (публикация, обсуждение в телеконференции). Такие проекты могут быть органичной частью исследовательских проектов, их модулем.
Практико-ориентированные проекты - результат деятельности участников четко определен с самого начала, он ориентирован на социальные интересы участников (документ, программа, рекомендации, проект закона, словарь, проект школьного сада). Проект требует составления сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них. Особенно важна хорошая организация координационной работы в виде поэтапных обсуждений и презентаций полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику.
Информационные проекты - направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, его анализ и обобщение фактов.
Конструкторские проекты - основой проекта является конструкторская деятельность учащихся, предусматривающая разработку нового устройства, детали и т. д. или их усовершенствование
v По предметно-содержательной области
Монопредметный - выполнение исследования в рамках одного учебного предмета, можно использовать на начальных этапах формирования у учащихся навыков научно-исследовательской деятельности.
Межпредметный (интегрированный): комплексное исследование с элементами содержательной интеграции различных областей знаний. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности. Выполняются как правило во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Надпредметный проект – внепредметный проект выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.
v По количеству участников
Индивидуальные проекты выполняются одним учащимся. В данных проектах всё направлено на наиболее полный учет индивидуальных потребностей
Парные проекты выполняются двумя учащимися. В паре формируются навыки сотрудничества.
Групповые – 3 и более учащихся. Особенности те же, что и для парных
v По продолжительности выполнения
Краткосрочные проекты выполняются в рамках одного учебного предмета, часто в определенное время. Могут носить как индивидуальный, так и групповой характер и занимает несколько часов учебного времени.
Среднесрочные и долгосрочные выполняются в течение значительного промежутка времени (от нескольких месяцев до года). Используются для исследования значимых учебных проблем, часто межпредметного характера.
v По характеру контактов
(среди участников одной школы, класса, города, региона, государства, разных стран мира)



Методы проектирования
В проектировании используются десятки методов.  Приведем три группы методов, описанных Сергеевой В.П., с помощью которых можно разрабатывать проекты и обучать проектированию.
Первую группу образуют методы, дающие новые парадоксальные решения: «инверсия», «мозговая атака», «мозговая осада», «карикатура».
Метод «инверсия» или проектирование «от противного» заключается в том, что при рассмотрении способов решения проблемы совершается такая их перестановка, которая позволяет получить принципиально новые, порой парадоксальные решения.
Метод «мозговой атаки» является, по сути методом генерирования идей в сжатые сроки и подразумевает этапы: спонтанное изложение каждым участникам своих идей в быстром темпе без предварительной критики и обсуждения; запись «выданных» идей; поочередное обсуждение и оценка каждой идеи; отбор 1-2 идей, которые становятся основой проекта. 
Метод «мозговой осады», включающий этапы: - предложение идеи и описание ее структуры и механизма реализации; - фиксация идей: - анализ и оценка каждой идеи; - отбор наиболее интересных и нестандартных. 
Метод «карикатура» в проектировании используется как эскиз к выявленной проблеме, поиску образного представления проблемной ситуации и нахождению нового неожиданного решения. 
Вторая группа методов проектирования связана с пересмотром постановки задач: «наводящая задача-аналог», «изменение формулировки задач», «перечень недостатков», «свободное выражение функции». 
Метод «наводящая задача-аналог» основан на заимствовании опыта посредством поиска, тщательного анализа достоинств и недостатков и «улучшения» чужих идей в научной и методической литературе. Данный метод чаще всего используется в работе со школьниками для начального формирования проектировочных умений (например, в работе с младшими школьниками).  
Метод «изменение формулировки задач» заключается в расширении границ поиска решения актуальной проблемы. Так, например, меняя формулировки структурных составляющих готового и реализованного проекта, можно выявить интересные решения известной проблемы и определить новые направления деятельности.
Метод «наводящих вопросов» позволяет упорядочить поиск вариантов решения проблемы. Такими вопросами могут быть: - Почему данную проблему нужно решать? - Что нужно сделать, чтобы проблемная ситуация разрешилась? - Какие средства для этого необходимы? - Кто мог бы участвовать в проекте и т.п. 
Метод «перечень недостатков» можно применять для описания проблемной ситуации, когда необходимо собрать информацию и составить полный развернутый перечень недостатков, подлежащих изменению.
Метод «свободное выражение функции» направлен на описание всех функций, которые должен выполнять предполагаемый проектный продукт и поиск «идеального» результата в виде макета или модели.
Третья группа методов – это творческие методы проектирования.
К ним относятся «аналогии», «ассоциации», «неологии», «эвристическое комбинирование», антропотехника». 
Суть метода «аналогии» состоит в использовании уже существующих решений в других областях жизнедеятельности. При использовании  этого метода интерпретируется  аналог первоначальной  заимствованной  идеи  и постепенно доводится до  получения проектного замысла.
 Метод «ассоциации» связан с извлечением ассоциаций из разных идей по изменению социальной действительности. Применение данного  метода в немалой степени способствует развитию образного  и ассоциативного мышления школьников.
Метод «неологии» - метод использования чужих идей, но при условии изменения структуры, содержания, оформления, представления. 
Метод «эвристического комбинирования» состоит в том, чтобы первоначальную идею проекта перекомпоновать, довести до абсурда, а потом найти в этом рациональное зерно. 
Метод «антропотехника» предполагает привязку свойств проектированного объекта к удобству его использования, т.е. определении условий и обстоятельств, наличие которых обеспечит максимальный комфорт для целевой группы проекта. 

Этапы проекта
Работа над любым проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые необходимо четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы. Выделяются 7 этапов работы над проектом с представлением краткой аннотации каждого (см. далее):
1. Выбор темы и названия проекта.
2. Постановка основополагающего и проблемного вопросов.
3. Формулирование цели и задач проекта.
4. Выдвижение первоначальных гипотез.
5. Составление плана работы над проектом.
6. Определение сроков представления результатов.
7. Поиск и обработка информации по теме проекта.
8. Проведение опытов, наблюдений, анкетирования, интервью.
9. Формулирование выводов.
10. Оформление полученных результатов.
11. Подготовка к отчёту о проделанной работе.
12. Изготовление продукта деятельности.
13. Подготовка к презентации проекта.
14. Защита проекта.
15. Оценка проделанной работе.
16. Рефлексия.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ


Практическое задание № 1. Кроссворд "Основы проектно-исследовательской деятельности"

ИНСТРУКЦИЯ

1. Перейдите по ссылке  Кроссворд

2. Разгадайте кроссворд.

3. Разгадав кроссворд. Нажмите ЗАВЕРШИТЬ



4. ОБЯЗАТЕЛЬНО заполните поле "Имя пользователя"

5. Далее вы можете посмотреть правильно и не правильно разгаданные слова 

6. При результате более 50 % вы можете посмотреть свой сертификат и скачать в удобном формате


Если у Вас не получается выполнить кроссворд онлайн. Вы можете скачать архив, затем распаковать zip архив  и запустить файл index.html. Результат кроссворда нигде не сохраняется! Поэтому его нужно сфотографировать и отправить фото педагогу в ВК или на почту YuliyaKiyaeva@gmail.com. Сертификат в этом случае вы получить не сможете.

Или 1. Сохраните и распечатайте кроссворд или самостоятельно скопируйте на лист бумаги

2. Разгадайте
3. Сфотографируйте и отправьте преподавателю в ВК или на почту YuliyaKiyaeva@gmail.com

Желаю успехов! У Вас все получится!


Практическое задание № 2. Тест "Проект".
Уважаемые обучающиеся, предлагаю вам практическое задание: тест "Проект".


Желаю успехов!

Комментариев нет:

Отправить комментарий